Правозащитник Николай Кавказский арестован на два месяца

Басманный суд арестовал еще одного фигуранта дела о беспорядках на Болотной площади — правозащитника Николая Кавказского. По мнению следствия, он совершил тяжкое преступление, ударив ногой полицейского на митинге. Подозреваемый, как оказалось, состоял на учете в психоневрологическом диспансере из-за головных болей и имеет ряд других заболеваний. Суд решил, что медицинское обслуживание следственного изолятора достаточно для его здоровья.

Басманный суд Москвы вечером в четверг арестовал 15-го фигуранта дела о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года. Юриста комитета «За гражданские права» Николая Кавказского доставили в суд во второй половине дня, но заседание началось только около 19.30, к этому времени у дверей дежурной судьи Ирины Скуридиной образовалась очередь. Кстати, именно она сегодня днем отклонила жалобу телеведущей Ксении Собчак, которая требовала вернуть изъятые следствием по тому же делу несколько миллионов рублей в различных валютах.

Ожидая начала суда, Кирилл Гончаров, лидер молодежного крыла партии «Яблоко» (в нем некоторое время состоял задержанный), написал на бумажном листе «Свободу Николаю Кавказскому». Увидевший это пристав стал выгонять его из суда. Гончаров возмутился, что никаких норм закона не нарушил.

– Вы что, пришли сюда права качать? – спорил пристав.

– Ну да, я в суде – сюда приходят качать права, – парировал «яблочник».

В итоге три пристава все же вытолкали его на улицу.

Наконец, Кавказского доставили в наручниках в суд. 25-летний подозреваемый имеет высшее юридическое образование, холост – зачитали его личные данные. Два защитника фигуранта «Болотного дела», Жанна Сабеева и Тамара Романова, сразу же попросили на 72 часа отложить рассмотрение ходатайства следствия о заключении Кавказского под стражу . «Мой подзащитный был задержан только вчера, и поэтому никаких данных, характеризующих личность, собрать не смогли, – сказала Романова. – Он страдает рядом заболеваний, но у нас нет характеристик. Мы убедительно просим вас отложить рассмотрение, чтобы мы могли собрать эти данные».

На это следователь Алексей Быков возразил: «Следствие считает, что предоставленных материалов вполне достаточно. Он чувствует себя нормально, никаких заболеваний, опасных для жизни, он не имеет». Судья с ним согласилась.

Затем Быков огласил свое ходатайство. Кавказский подозревается в применении насилия к представителю власти (ч.1 ст. 318 УК) и участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК).

«Он грубо нарушил общественный порядок, – сказал следователь. – А также применил в отношении сотрудника полиции физическую силу: совершил не менее одного удара ногой по телу».

Следствие полагает, что он может скрыться (у него обнаружен загранпаспорт) и уничтожить доказательства. По словам Быкова, есть видеозапись, где Кавказский бьет сотрудника полиции, соответствующие показания свидетеля, а во время обыска в квартире была изъята одежда, в которой тот был на митинге. После этого судья зачитала материалы дела. В них есть показания оперативника, который осуществлял видеосъемку. Он описывает Кавказского как «молодого парня в серой куртке и красной майке с изображением Че Гевары», который наносит несколько ударов сотруднику полиции, а потом скрывается в толпе.

От дачи показаний Кавказский отказался, ссылаясь на ст. 51 Конституции, гарантирующую право не свидетельствовать против себя и своих близких.

– Вам понятно ходатайство? – спросила судья у Кавказского.

– Да. Я с ним не согласен. Я постоянно проживаю по месту регистрации в Москве, у меня есть ряд заболеваний. Я считаю, что надо избрать более мягкую меру пресечения – подписку о невыезде. Я готов к выезду в СК, тем более, что он находится недалеко от моего дома.

В ходе опроса Кавказского выяснилось также, что он с 1998 по 2008 год наблюдался в психоневрологическом диспансере.

– У меня много заболеваний: неврологические, остеохондроз, плоскостопие, печень больная, с желудком проблема, сегодня периодически болит голова целый день, – прокомментировал Кавказский.

– В связи с чем состояли на учете?

– Я уже не помню. Наверно, в связи с нервным заболеванием, у меня нервы очень плохие.

Затем судья приобщила к материалам положительную характеристику с места работы – единственную, которую успели раздобыть защитники. Также на обозрение судьи была предоставлена медицинская карта Кавказского. После этого адвокаты ходатайствовали о допросе его матери и «гражданки с работы» Тамары Флеровой. Судья удовлетворила просьбу.

Мать подсудимого Наталья Кавказская, работающая в музыкальной школе имени Прокофьева, первым делом отметила, что ее сын получил музыкальное образование – умеет играть на виолончели. По состоянию здоровья он долгое время не мог ходить в школу и получил образование дома, а затем поступил в институт. «Для меня сейчас как в фильмах ужасов – мой сын считается преступником», – говорила она. По ее словам, некоторое время назад Кавказский отказался «защищать богатых людей» и занялся правозащитной деятельностью. Он защищал верующих иудеев, кришнаитов, «яблочников», борцов за права ЛГБТ.

«Так как он защищает сексуальные меньшинства, то если он будет под арестом, это может не всем понравиться, – просила суд Кавказская. – Я боюсь, что не увижу своего сына».

Вегетарианец с детства, он следовал «принципам этики – не применяй насилие к младшим братьям». Его друзья рассказывали матери, что на митинге он вел себя корректно и, наоборот, стал уводить людей, когда начались беспорядки. «Я воспринимаю его как романтика, мечтателя, – говорила она. – Он очень добрый и отзывчивый, гостеприимный. Он защищал людей, а теперь сам требует защиты».

По ее словам, Кавказский не служил в армии, так как у него возникают головные боли неустановленного характера. «Он ослабленный ребенок. Я с самого детства заботилась о его здоровье», – сказала Кавказская. При этом она отметила, что у невропатолога он начал наблюдаться, потому что в детстве «не мог стоять на ногах и вспыльчивый», а с учета он снят не был – просто перестал ходить в диспансер. «Поскольку он юрист, это не очень хорошая характеристика», – объяснила мать.

Руководитель службы посещения тюрем комитета «За гражданские права» Тамара Флерова охарактеризовала его «как очень положительного человека». По ее словам, Кавказский занимался с людьми, недавно вышедшими из тюрьмы и их родственниками, отвечал на письма заключенных. «Взаимоотношения в комитете сложные, но он всегда находит компромиссы между нами, снимает напряженность», – волнуясь, говорила Флерова. Официально Кавказский состоит в комитете с 2010 года, но приходить к правозащитникам начал еще раньше.

Адвокат Романова попросила избрать для своего подзащитного домашний арест. Следователь против этого возражал: «Кавказский действовал не один, а в группе лиц, домашний арест не исключает его от контактов с этими другими лицами». Также Быков отметил, что «не услышал ни одного заболевания, которым он болеет». Защитница ему перечислила заболевания снова.

«За что его арестовывают? За то, что один раз толкнул или ударил неизвестного человека? – сказала Романова. – Никаких серьезных оснований, кроме как их показаний, я не услышала». «У нас у 90% людей имеет заграничный паспорт. Теперь всех будем арестовывать, если они будут в чем-либо подозреваться?», – возмущалась ее коллега Сабеева.

На этом судья удалилась для вынесения решения. Около 21.30 она постановила арестовать Кавказского на два месяца – до 25 сентября. «За медицинской помощью он может обратиться в медицинскую часть СИЗО», –сказала она. Ходатайство следствия об аресте 16-го фигуранта Алексея Полиховича – он был задержан в тот же вечер, что и Кавказский – Басманный суд рассмотрит 27 июля.

Газета.ру