Борис Акунин: «Дело 6 мая». Вопросы к следствию

В минувшую пятницу первый подсудимый по «Делу 6 мая» получил срок, причем нешуточный: четыре с половиной года. И это при том, что Максим Лузянин пошел на сделку со следствием. Значит, остальные получат больше.

Причины такой суровости понятны. Власть очень встревожилась из-за силового столкновения демонстрантов с полицией. И правильно сделала, что встревожилась. Это очень опасный прецедент. Вне всякого сомнения, необходимо было досконально расследовать обстоятельства и наказать всех виновных.

Но только досконально.

И всех виновных.

Между тем следствие велось и ведется в высшей степени странно, по принципу «У косого Егорки взгляд шибко зоркий, одна беда – глядит не туда».

Позвольте вкратце напомнить, как там, на Болотной, всё случилось.

С широкого моста, перед выходом на еще более широкую площадь, полиция зачем-то устроила «бутылочное горлышко», сильно суженный проход.

Выглядело это вот так:
841050
Чтоб не говорили, будто это оппозиционеры так нарисовали, я специально беру схему у человека, который всячески защищает действия полиции.

Схема верная, но на ней не обозначена главная причина давки: ряд металлоискателей в самом узком месте (как раз по синей линии с надписью «20 м»). Из-за них и возникла опасная ситуация.

841051
Рамки металлоискателей – слева, куда никак не может протиснуться толпа

Большая толпа – организм проблемный, терпение у нее короткое. Когда стало ясно, что пройти к месту митинга невозможно, часть людей в знак протеста села на мостовую. Самые горячие ринулись прорывать оцепление – и произошло то, что произошло.

Теперь вопросы, которыми, кажется, совершенно не занималось следствие.

1. Каким участком головного мозга вела расчет полиция, подготавливая маршрут?

Через семь рамок (а именно столько их было, судя по видеосъемке) могут пройти, показывая сумки и вынимая телефоны с ключами, в среднем 25 человек за одну минуту, за один час – до полутора тысяч. Заявка была на шествие с участием 5000 человек. Неужели полиция полагала, что толпа будет смирно просачиваться через это сито на Болотную площадь три с половиной часа? Время, отведенное властями для митинга, давно бы уже закончилось – то есть митинг был бы сорван. Может быть, именно этого кто-то и добивался?

2. Зачем вообще понадобилась вторая линия металлоискателей?
Ни 10 декабря, ни 4 февраля ее не было, и всё прошло без эксцессов. На Якиманке люди уже прошли через рамки. Вторая линия была совершенно не нужна и для демонстрантов неожиданна.

3. Кто приказал поставить этот опасный блокатор?

Это ведь был какой-то конкретный исполнитель. Как его зовут? С какой целью он отдал такое распоряжение?

4. Почему полицейское оцепление не было отодвинуто на пятьдесят метров назад?

Ведь еще у Калужской площади стало ясно, что собралось не пять тысяч человек, а гораздо больше. Толпа шла по Якиманке долго и медленно. Можно было просто отключить металлоискатели. Можно было отодвинуть полицейских, сделав проход шире. Всё это – дело пяти минут. Возникает подозрение, что кто-то нарочно хотел вызвать у толпы приступ негодования.

5. И ключевой вопрос: кто был самым главным начальником всей этой засады?

Как имя этого маэстро по обеспечению безопасности массовых мероприятий?

Я не писатель-фантаст и, конечно, не рассчитываю, что ведомство г-на Бастрыкина станет расследовать версию о намеренном провоцировании неизбежного конфликта полицейским начальством. Но как можно было не озаботиться вопросами, лежащими на самой поверхности? Сколько у них там работало следователей – сто восемьдесят, кажется?

Для ясности: я категорически против того, чтобы демонстранты кидались в полицейских камнями. Виновные безусловно заслуживают наказания. Но еще более сурового наказания заслуживают те, кто устроил (или запрограммировал?) эту Ходынку. Удивительно еще, что никого там не задавили и не затоптали насмерть.

Кстати о Ходынке. В 1896 году коронация Николая, так же как инаугурация Путина, тоже была безнадежно испорчена. Но тогдашнее следствие не пыталось искать виноватых среди москвичей. Как-то без особенной натуги определили, что виновник хаоса – тот, кто должен был обеспечивать порядок, то есть обер-полицмейстер Власовский. Его отдали под суд и отправили в отставку «без прошения», то есть с позором.

841052
С огромным скоплением людей всё непросто. Не умеешь организовывать – не берись. Взялся и не справился — отвечай (В.Маковский «Ходынка)

Так кто все-таки отвечал за порядок и организацию безопасности на Болотной? Что-то я не нашел в новостях упоминаний об этом скромном герое. Боюсь, что он остался на своей должности, а значит, запросто устроит что-нибудь подобное и в будущем – возможно, с более тяжкими последствиями.

Скажите, уважаемые читатели, разве большой полицейский начальник, который из-за профнепригодности (это в лучшем случае) провоцирует кучу-малу в центре столицы, не опасней для общественного порядка, чем юнец, швыряющийся кусками асфальта?