Общественная комиссия по расследованию событий 6 мая 2012 в Москве сообщила о первых результатах своей работы. Комиссия по расследованию событий 6 мая 2012 была создана «Комитетом 6 мая» и Республиканской партией народной свободы в декабре прошлого года для того, чтобы разобраться в происшедшем на Болотной площади во время массовой манифестации протеста.
Власти России объявили столкновения полиции с демонстрантами массовыми беспорядками, организованными перед инаугурацией Владимира Путина некими иностранными агентами.
У лидеров оппозиции, таких, как Сергей Удальцов, Илья Яшин, Ксения Собчак, Борис Немцов и других проходили обыски. По делу задержано более двух десятков человек. «Комитет 6 мая» оказывает помощь арестованным и их родственникам, недавно удалось убедить одного из находящихся в «Матросской тишине» Сергея Кривова прекратить на 43 день голодовку протеста, — сообщила член комитета Мария Архипова.
Мария Архипова: «Сергей Кривов голодал в «Матросской тишине» 43 дня. Поддерживал постоянное напряженное внимание к «Болотному делу», ко всем: он голодал не только в знак протеста против продления своего срока содержания под стражей, но и против всего хода «Болотного дела», за всех узников. Это главное».
Оппозиционеры считают виновными в провоцировании инцидента режим Владимира Путина и указывают, что ОМОН безо всяких на то оснований нападал на мирных демонстрантов. А среди обвиняемых — случайные люди, — подчеркнула сопредседатель московского отделения РПР-ПАРНАС Тамара Лежнина.
Эта версия подтверждается более чем двумя сотнями граждан, которые предоставили свои свидетельства комиссии, — отмечает Тамара Лежнина.
Тамара Лежнина: «Сейчас к нам приходят свидетели, они говорят, что среди этих двадцати каждый из нас мог оказаться. Потому что это не организаторы, это не экстремисты, это обыкновенные рядовые люди, которые приняли участие в этом разрешенном властью, санкционированном мероприятии. Сейчас расследование сразу пошло с обвинительным уклоном».
Факты провокаций также находят подтверждение, — заявил член комиссии Сергей Шаров-Делоне.
Сергей Шаров-Делоне: «У нас есть большое количество показаний о том, что система безопасности, которую полиция организовывала на этом митинге и шествии, имела большие дыры. У нас есть большое количество свидетельств о преднамеренной провокации. Очень разнообразных, очень разных, от очень разных людей. Не один раз ребята в черных спортивных костюмах и черных масках-балаклавах выбегали из-за цепи ОМОНа, пристраивались к демонстрантам, бросали камни и исчезали за цепью ОМОНа».
Адвокат Дмитрий Аграновский сообщил, что в отношении 12 обвиняемых в массовых беспорядках следствие в ноябре завершено, они изучают материалы и готовятся к суду. С точки зрения юриста обвинения абсолютно надуманные.
Дмитрий Аграновский: «Статья 212 говорит, что не всякие массовые беспорядки попадают под эту статью. Массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, поджогами, вооруженным сопротивлением представителям власти. Более или менее у нас под массовые беспорядки подходит то, что происходило в 2002 году после матча Россия – Япония. Мы видели, что разбиваются витрины, переворачиваются машины.
Здесь ничего похожего не было. Этот инцидент – ничтожный по мировым меркам. Возьму, например, своего подзащитного Владимира Акименкова: его обвиняют в том, что он кинул в сторону полиции неустановленный предмет. Ну, правда, так нам ничего и не предъявили – ни видео, ничего.
У нас есть один-единственный свидетель, который появился после того, как Акименкова привезли в суд арестовывать. Его привезли арестовывать, судья говорит: «У вас же ничего нет» — отложил на 72 часа. За это время появился свидетель — ОМОНовец Егоров, который сказал, что он видел, как Акименков В.Г., естественно ему ранее незнакомый, кидал в сторону полиции какой-то предмет.
Второй мой подзащитный – Ярослав Белоусов, студент МГУ, политолог, якобы кинул в сторону полиции неустановленный маленький предмет круглый желтого цвета, якобы попал ОМОНовцу Филиппову в плечо, чем причинил ему боль. ОМОНовцы находились на площади в полной боевой экипировке, их оборудование выдерживает очень большие нагрузки и надежно защищает сотрудников полиции от демонстрантов. И рассчитано оно явно не на «маленький желтый предмет», а на гораздо более серьезные воздействия. Другие обвинения – под стать».
Систематизированный доклад комиссии, обобщающий показания свидетелей, будет передан ведущим правоведам России с тем, чтобы они сделали свое заключение, — заявил секретарь партии РПР-Парнас Константин Мерзликин.
Константин Мерзликин: «Уже сотни людей готовы предоставить такие свидетельства. Обычно общественность хочет разобраться в ситуации совершенно объективно. Затем мы систематизируем все эти материалы, будет собран максимум видеоматериалов для того, чтобы иметь серьезный фильм, где даны все пояснения с соответствующей схемой площади, поскольку центральным вопросом всех этих событий является вопрос, а как вообще ОМОН оказался в зоне разрешенного мероприятия. Это центральный юридический вопрос.
Конечно, нужно сформулировать четкие вопросы власти: А кто отдал приказ? А кто несет ответственность? А что делал Горбенко? А где люди, которые отвечали за безопасность? А каковы были на самом деле договоренности с организаторами мероприятия? Это центральные вопросы, и поэтому мы хотим на эти вопросы получить ответы.
Мы планируем в рамках круглого стола пригласить всех авторитетных людей страны, которые болеют за ситуацию, болеют за людей, за права человека, которые попираются ежедневно, и там определить список ответственных со стороны власти за нарушения прав человека. Принять решения по так называемому «списку Кривова» или «списку 6 мая» — как угодно это можно назвать, имея в виду – поставить вопросы об ответственности.
И один из рычагов, который у нас имеется после принятия «закона Магнитского» — это принять широким кругом решение о привлечении к ответственности этих лиц. Они будут привлечены и в наших судах – это наступит, но пока один из рычагов – это «список Магнитского».
* * * * *
Пока в общественной инициативе по расследованию событий 6мая самым важным кажется то, что сотни россиян, бывших на Болотной площади, готовы выступить в суде в качестве свидетелей защиты жертв репрессий.
Они готовы доказывать, что участники мирной демонстрации неспровоцированно подвергалась нападениям сотрудников ОМОН, они предоставили свои фото и видеозаписи случившегося.
Эта информация затруднит Кремлю использование «Болотного дела» для нагнетания напряженности в России с помощью фальсифицированных подделок вроде пресловутого телефильма «Анатомия протеста».
Оригинал статьи на rfi.fr