Дело Константина Лебедева, которому вменяется организация массовых беспорядков 6 мая, направлено в Мосгорсуд. Активист «Левого фронта» признал свою вину, процесс над ним будет идти в особом порядке, на него не допустят публику. Лебедев может рассчитывать на смягчение наказания. Следствие взамен получит показания на других фигурантов «дела Удальцова», говорит эксперт.
Дело активиста «Левого фронта» Константина Лебедева передано в Московский городской суд для рассмотрения по существу. Лебедеву вменяется организация массовых беспорядков 6 мая прошлого года (ч. 1 ст. 212 УК) и приготовление к организации других массовых беспорядков (ч. 1 ст. 30 УК, ч. 1 ст. 212 УК). Обвинительное заключение по этому делу уже утвердил замгенпрокурора Виктор Гринь, сообщается на сайте Генеральной прокуратуры.
«Как полагает следствие, 6 мая 2012 года в г. Москве Лебедев совместно с Сергеем Удальцовым, Леонидом Развозжаевым и Гиви Таргамадзе в целях посягательства на основы безопасности и стабильности в обществе и дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации организовали массовые беспорядки на Болотной площади, которые сопровождались применением насилия в отношении представителей власти и уничтожением имущества», — говорится в сообщении на сайте Генеральной прокуратуры.
Следствие полагает, что в течение всего 2012 года Лебедев, Удальцов, Развозжаев и Таргамадзе продолжали «свою противоправную деятельность», а также «планировали дальнейшие акции по организации массовых беспорядков на территории Российской Федерации». Напомним, что все четверо являются фигурантами дела о подготовке массовых беспорядков в РФ (так называемое дело Удальцова), которое было возбуждено осенью 2012 года после демонстрации по НТВ фильма «Анатомия протеста-2». Позднее оно было объединено в одно производство с «болотным делом».
Как отмечается в сообщении, в рамках подготовки массовых беспорядков Лебедев и другие участники «Левого фронта» организовали в нескольких российских регионах и в Литве «так называемые тренировочные лагеря, вербовали участников планируемых беспорядков, осуществляли иную организационно-подготовительную деятельность».
Телефон адвоката Валерия Лаврова, который представляет интересы Лебедева, в настоящее время выключен. Изданию Lenta.ru Лавров ранее в пятницу пояснил, что его подзащитный признал свою вину, из-за чего суд будет рассматривать дело в особом порядке (то есть на суде не будут исследоваться доказательства, а сам процесс будет закрытым от прессы и публики).
«Мы не получили официального уведомления о том, что дело Лебедева выделено в отдельное производство и передано в суд. Пока я не могу ничего сказать», — заявила «Газете.Ru» адвокат Леонида Развозжаева Анна Ставицкая. Другой защитник Развозжаева Дмитрий Аграновский в пятницу не отвечал на звонки.
Леонид Развозжаев и Сергей Удальцов в отличие от Лебедева не признают свою вину и считают обвинение надуманным.
Пойдя на сделку со следствием, Лебедев сможет рассчитывать на смягчение собственного наказания: при особом порядке он может получить срок, который на треть будет меньше максимального, напоминает Сергей Власов, координатор проекта «Росузник», оказывающего правовую поддержку «узникам 6 мая».
Председатель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков считает, что следствие, согласившись на особый порядок для Лебедева, смогло получить показания, необходимые для доказательства вины других фигурантов «болотного дела».
«Если дело Лебедева выделили в отдельное производство и передали в суд, скорее всего, он действительно пошел на сделку со следствием. Очевидно, это означает, что Лебедев дал признательные показания. И, безусловно, заинтересованность следствия не ограничивалась смягчением наказания для самого Лебедева, их интересовали показания, которые можно будет использовать в суде против других обвиняемых по делу», — говорит Чиков.
При этом, поясняет глава «Агоры», особый порядок вовсе не обязательно обеспечит использование преюдиции для других фигурантов «дела Удальцова». «Это не значит, что в отношении всех остальных обвиняемых суд вынесет автоматически обвинительное решение. Преюдиция в данном случае работает, но не напрямую. Обвинительное решение по Лебедеву будет весомым аргументом в суде, но, скорее всего, наиболее убедительными в суде будут его показания, данные следствию по соглашению», — сказал Чиков.
Идея использования преюдиции на данном процессе «весьма заманчива для обвинения», считает Власов. «При этом использование приговоров, вынесенных на судебном заседании, прошедшем в особом порядке, является невозможным, поскольку дело не было рассмотрено по существу», — подчеркивает он.
Константин Лебедев в настоящее время находится под домашним арестом. Мера пресечения активисту была изменена в феврале, всего после нескольких месяцев содержания в СИЗО.
Причем об изменении условий содержания Лебедеву ходатайствовали сами следователи, объясняя это решение окончанием основных следственных действий.
Суд тогда прошел в отсутствие журналистов, родственников Лебедева и даже его адвоката — от публики дату заседания просто скрыли.
Сергей Удальцов помещен под домашний арест до 6 августа, Леонид Развозжаев будет находиться до 6 августа в Следственном изоляторе. Не исключено, что его этапируют в Челябинск для рассмотрения другого дела, о ложном доносе: во время одного из заседаний суда по мере пресечения Развозжаев указал на следователя Дмитрия Плешивцева и заявил, что тот похож на человека, который вывез его с Украины и пытал.