Уголовное дело о событиях на Болотной площади было возбуждено по двум статьям: ст. 212 ч. 3 («Призывы к массовым беспорядкам»)» и ст. 318 ч. 1 («Применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни и здоровья»).
На прошлой неделе завершились суды по мере пресечения у фигурантов «Болотного дела»: Басманный суд принял решение продлить их содержание в СИЗО до 6 ноября. Обычно следствие ходатайствует о продлении меры пресечения сроком на два месяца, поэтому есть основания предполагать, что к ноябрю кому-то из арестованных могут быть предъявлены окончательные обвинения.
Александра Духанина
Первая арестованная по делу, была задержана 27 мая, спустя три недели после событий на Болотной площади. 18-летняя анархистка Духанина заинтересовалась политикой за несколько месяцев до столкновений на Болотной площади, но успела поучаствовать в оппозиционном лагере «ОккупайАбай» на Чистопрудном бульваре и защите Цаговского леса в Жуковском (Московская область). По версии следствия, 6 мая на Болотной площади Духанина кинула два камня в сотрудников ОМОНа. На очной ставке сотрудники полиции опознали анархистку. Уже в день ареста активистки в интернете стали активно обсуждать видеоролик с Болотной площади, на котором девушка, похожая на Духанину, кидает камень в сторону полицейских. Попадает она в кого-то или нет, на видеоролике не видно. Следствие с самого начала ходатайствовало о домашнем аресте анархистки. Эту относительно мягкую меру пресечения Духаниной оставили и во время июльского суда по продлению ареста до 6 ноября. Анархистка не признает себя виновной. По совокупности двух статей уголовного кодекса ей, как и другим обвиняемым в участии в массовых беспорядках и насилии в отношении представителей власти, может грозить 13 лет тюремного заключения.
Максим Лузянин
Владелец фитнес-центра в Подмосковье, культурист Максим Лузянин был арестован на следующий день после Духаниной. Лузянин оказался тем самым накачанным демонстрантом в маске, который сразу на нескольких видеозаписях оказывался в центре событий на Болотной площади, в том числе на той, где сотрудник ОМОНа падает, кричит и просит о помощи. На первом суде по мере пресечения Лузянин отказался признать свою вину, но позже сменил позицию. Теперь он признает, что ударил омоновца и повредил ему «зубную эмаль». Лузянин оплатил пострадавшему лечение, пояснял на суде по продлению меры пресечения его адвокат Сергей Шушпанов. Несмотря на признание вины и сотрудничество со следствием Басманный суд в начале июля отказался освобождать Лузянина под залог в 1 млн рублей. Шушпанов говорит, что его подзащитный признает свою вину как по статье о насилии в отношении представителя власти, так, «в принципе, и по массовым беспорядкам», хотя оговаривается, что еще рано говорить о позиции защиты, поскольку нет окончательного обвинения. Если Лузянин признает свою вину полностью, то его дело может быть рассмотрено в особом порядке. Как правило, эта форма суда предполагает довольно мягкий приговор. В то же время юристы утверждают, что в случае признания Лузяниным своей вины в массовых беспорядках это может быть использовано следствием во время других судебных процессов по «Болотному делу». Обвинение будет ссылаться на признание Лузянина, доказывая, что 6 мая на Болотной площади произошли массовые беспорядки.
Андрей Барабанов
Был арестован в тот же день, что и Лузянин. Также присутствует на видеоролике с упавшим омоновцем. Свою вину безработный Барабанов признает частично, только по статье 318 УК «Насилие в отношении представителя власти». Согласно видеозаписи, на которую ссылается следствие, он наносит удар по упавшему омоновцу ногой, причем бьет его по корпусу, защищенному специальной амуницией. Барабанова защищает адвокат правозащитной ассоциации «Агора» Светлана Сидоркина. Глава «Агоры» Павел Чиков уверен, что в ходе судебных процессов ключевым будет вопрос о том, можно ли события на Болотной площади интерпретировать как массовые беспорядки по статье 212 УК. Согласно законодательству, они должны сопровождаться насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Омбудсмен Владимир Лукин в официальном заявлении в конце июня выразил уверенность, что столкновения демонстрантов и ОМОНа 6 мая нельзя рассматривать как массовые беспорядки в рамках Уголовного кодекса.
Степан Зимин
Студент РГГУ, антифашист Степан Зимин был задержан 7 июня. Следствие отрапортовало, что при обыске в квартире Зимина был найден «коктейль Молотова». Спустя несколько дней Басманный суд арестовал тогда еще подозреваемого. Вскоре Зимину предъявили обвинение по обеим статьям УК: участие в массовых беспорядках и насилие в отношении представителя власти. Его адвокат Василий Кушнир, представляющий волонтерский проект «Росузник», отмечает, что показания пострадавшего омоновца появились в деле спустя три дня после ареста. При этом в рапортах омоновцев, задерживавших Зимина на Болотной площади 6 мая, ни о каком насилии в отношении полицейских речи не шло. Пострадавший сотрудник ОМОНа Куватов обвинил Зимина в том, что он кинул в него камень и сломал палец на руке. По словам Кушнира, в начале августа стало известно о результатах медицинской экспертизы. Согласно мнению специалистов, Куватов не мог получить перелом пальца в результате броска камня. Непосредственный начальник Куватова, сотрудник полиции Кувшинников, выступающий в качестве свидетеля, рассказал, что следил за Зиминым во время событий на Манежной площади, поскольку из-за высокого роста выделил его из толпы. Согласно показаниям Кувшинникова, Зимин не кидал камни в сторону его подчиненного, отмечает Кушнир. Кроме того, другая экспертиза определила, что изъятый при обыске «коктейль Молотова» отказался растворителем.
Михаил Косенко
Инвалид II группы Михаил Косенко также обвиняется в участии в массовых беспорядках и сопротивлении полиции. Косенко, получившего контузию в армии и с 1999 года состоящего на учете в психоневрологическом диспансере, следствие обвиняет в нападении на рядового полиции Казьмина. По данным следствия, неизвестные участники демонстрации сорвали с омоновца шлем и отняли у него резиновую дубинку, а Косенко нанес по Казьмину один удар ногой и один удар рукой. Причем до ареста обвиняемого полицейский в своих показаниях утверждал, что не может узнать тех, кто на него напал 6 мая. Но при очной ставке он быстро опознал Косенко. На суде по продлению меры пресечения в начале июля обвиняемый высказал предположение, что перед очной ставкой его фотографию показали пострадавшему омоновцу.
Ярослав Белоусов
Студент-политолог и член Национал-демократической партии Ярослав Белоусов обвиняется по обеим статьям УК. На Болотной площади, по версии следствия, он прорывал цепь сотрудников, называл полицейских фашистами и вскидывал правую руку со сжатым кулаком вверх. «Также Белоусов кинул неустановленный предмет круглой формы желтого цвета и попал в плечо сотруднику полиции Филиппову, чем причинил ему боль. Хотя омоновец находился на акции в защитных наплечниках», — отмечает адвокат национал-демократа Дмитрий Аграновский. Он также отмечает, что у его подзащитного плохое зрение: один глаз -5, другой – 9. По словам защитника, ни о каком прицельном броске в таком случае речь идти не может. При этом следствие ссылается на данные видеозаписи, которая должна подтвердить вину Белоусова. Однако, в отличие от видеозаписей с участием Духаниной, Лузянина и Барабанова, о существовании съемки, доказывающей версию следствия, сейчас ничего не известно.
Денис Луцкевич
Бывший морпех и студент РГСУ Денис Луцкевич единственный из обвиняемых по делу 6 мая зафиксировал побои после демонстрации. Фотографии Луцкевича с Болотной площади со следами от резиновых дубинок на спине активно обсуждались в сети. По версии следствия, бывший морпех, во время столкновений с полицией пытался сорвать шлем с сотрудника ОМОНа Траерина. Сделать это Луцкевичу не удалось, в то время как «неустановленное лицо попыталось ударить» омоновца по лицу. Бывшего морпеха обвиняют и по ст. 212 ч. 2 УК РФ, и по ст. 318 ч. 1 УК РФ. Во время суда по мере пресечения следователь утверждал, что у стороны обвинения есть видеозапись, доказывающая вину Луцкевича. В свою очередь, адвокат обвиняемого Сергей Леонов жалуется, что следствие не проводит следственных действий и не торопится вызывать на допрос свидетелей защиты, которых, по словам адвоката, достаточно. «По словам следственного комитета, в рамках расследования дела допрошено более 1300 свидетелей. Ну, допросите и наших», — возмущается Леонов.
Федор Бахов
Кандидату химических наук, заведующему лабораторией одного из предприятий «Роснано» Федору Бахову предъявлено обвинение только по участию в массовых беспорядках. После задержания государственный адвокат и следователь смогли уговорить Бахова написать явку с повинной, обещая отпустить под подписку о невыезде. В ней он написал, что оттолкнул и ударил омоновца, который пытался задержать одного из демонстрантов. После того как в дело вступила адвокат «Росузника» Анна Зарва, Бахов от своей явки с повинной отказался. Помимо эпизода с омоновцем, которому Бахов якобы нанес удар, его обвиняют в прорыве полицейского оцепления в живой цепи с другими участниками оппозиционной акции. Двое омоновцев, производивших задержание обвиняемого 6 мая, в показаниях, данных уже после его ареста, объяснили, что сделали это из-за активного поведения Бахова. При этом ни о каком насилии с его стороны и даже скандировании лозунгов омоновцы не сообщили. По словам Зарвы, никаких видеоматериалов следствие не представило, на суде по продлению ареста Бахова в начале июля речь об этом также не шла.
Владимир Акименков
Активист «Левого фронта» Владимир Акименков, по версии следствия, участвовал в массовых беспорядках на Болотной площади, но в насилии в отношении представителей власти участия не принимал, так что ему предъявили обвинение только по ст. 212 ч. 2 УК РФ. Следователи утверждают, что Акименков стоял в цепи, выкрикивал лозунги, а также мешал сотрудникам правоохранительных органов производить задержания. Один из свидетелей обвинения Егоров утверждает, что активист «Левого фронта» «кинул в сторону цепи сотрудников полиции неустановленный предмет». При этом у Акименкова, как и у Белоусова, плохое зрение. Его адвокат Дмитрий Аграновский направил запрос о возможности обследования активиста «Левого фронта» на предмет установления у него инвалидности. Никаких материалов, подтверждающих виновность Акименкова, следствие на данный момент не представило, отмечает его защитник.
Артем Савелов
У безработного Артема Савелова в ночь на 11 июня был произведен обыск на основании данных оперативника МУРа, говорит его адвокат Фарит Муртазин из «Агоры». Оперативник утверждал, что Савелов может быть причастен к организации массовых беспорядков. В настоящее время его обвинение стандартно: участие в массовых беспорядках и насилие в отношении сотрудников полиции. По мнению следственных органов, Савелов на Болотной площади мешал производить задержания, кричал «Долой полицейское государство!», а также схватил сотрудника полиции и «попытался затащить его в агрессивно настроенную толпу». В деле есть видеозаписи, доказывающие, что Савелов находился на Болотной площади, отметил следователь во время суда по мере пресечения в начале августа. Муртазин говорит, что его подзащитный не мог скандировать лозунги, поскольку сильно заикается. Он требует приобщить к делу видеоматериалы и заверенные скриншоты, покадрово фиксирующие действия Савелова 6 мая. Кроме того, свидетель защиты Олег Козловский отмечает, что Савелов был задержан на его глазах еще до того, как на Болотной площади начались столкновения демонстрантов и ОМОНа.
Рихард Соболев
Националист Рихард Соболев, проходивший по делу неонацистской группировки «Белые волки», но оправданный судом присяжных, обвиняется по «Болотному делу» по двум статьям УК: участие в беспорядках и насилии в отношении представителей власти. Сам Соболев утверждает, что 6 мая его на Болотной площади не было. В этот же день он был задержан сотрудниками полиции около станции метро «Театральная», где около 50 националистов пытались провести свою акцию протеста. На видеозаписи видно, что Соболев в маске имперской расцветки сначала стоит в цепи националистов, а потом его задерживают омоновцы. Это произошло примерно в 19:30. Если учитывать, что первые столкновения на Болотной площади начались около 18:00, путь в центр был заблокирован сотрудниками полиции, а центральные станции метро закрыты на выход, то участие Соболева в обеих акциях протеста представляется сомнительным. Это же касается еще двух фигурантов дела 6 мая: активиста «Другой России» Александра Каменского и коммерческого директора турфирмы Олега Архипенкова. Косвенным признанием ошибки следствия можно считать то, что 9 августа Соболеву была изменена мера пресечения на подписку о невыезде.
Олег Архипенков
Коммерческий директор турфирмы Олег Архипенков 6 мая был задержан около станции метро «Театральная». Судя по видеозаписи, он не принимал активного участия в акции националистов: он несколько раз попадает в кадр, где видно, что он курит и с интересом наблюдает за тем, как участники акции скандируют лозунги. Архипенков попадает в кадр уже после того, как почти все националисты были задержаны, он продолжает курить и подходит посмотреть, что происходит в полицейском автобусе. В итоге задерживают и самого Архипенкова. По его словам, он оказался в районе площади Революции случайно, шел на деловую встречу. Его адвокат Алексей Орлов настаивает на том, что у защиты достаточно аргументов в пользу того, что его подзащитного не было на Болотной площади, это и данные биллинга мобильного телефона, и данные с видеокамер из метро, которые защитник запросил в качестве доказательства невиновности Архипенкова. При этом следствие предъявило коммерческому директору турфирмы обвинение только в участии в массовых беспорядках. По версии следователей, Архипенков на Болотной площади пытался ногой из-за металлических заграждений нанести удар сотруднику полиции, но сделать этого не смог. Как и Соболеву, Архипенкову 9 августа была изменена мера пресечения на подписку о невыезде. Следственный комитет объяснил такое решение тем, что оба обвиняемых постоянно живут в Москве. При этом все фигуранты «Болотного дела», сидящие в СИЗО, также живут в Москве — за исключением Дениса Луцкевича, который живет в подмосковной Лобне.
Александр Каменский
Активист «Другой России» Александр Каменский оказался единственным задержанным и арестованным судом на два месяца, кому так и не предъявили обвинение по «Болотному делу». Он все еще находится в статусе подозреваемого под подпиской о невыезде. Каменский был также задержан в районе площади Революции 6 мая, поскольку «Другая Россия» приняла решение не участвовать в оппозиционном «Марше миллионов» и митинге на Болотной площади, а провести свою акцию в районе Манежной площади. Невиновность Каменского подтверждают показания свидетелей, биллинг его телефона и данные транспортной карты, утверждает его адвокат Евгений Архипов. Несмотря на то, что Каменскому так и не были предъявлены обвинения и он был отпущен под подписку о невыезде, Мосгорсуд отказался признавать его арест незаконным. Это объясняется тем, что на момент суда по мере пресечения у следствия были основания ходатайствовать об аресте Каменского.
Мария Баронова
Гражданская активистка Мария Баронова — единственная, кому предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 212 УК РФ («Призывы к массовым беспорядкам»). Основанием для этого стал 1,5-минутный ролик на YouTube, «скачанный следователями из интернета», говорит активистка. На нем видно, как Баронова призывает «давить сюда», стоя напротив цепи сотрудников полиции. Впоследствии она признала свое поведение не совсем адекватным и объяснила его желанием предотвратить давку после того, как сотрудники полиции перекрыли демонстрантам дорогу к месту запланированного митинга. В настоящее время Баронова, как обвиняемая в призывах к массовым беспорядкам, знакомится с показаниями потерпевших. По ее мнению, следствие пытается найти среди арестованных устойчивые связи. «Судя по материалам дела, следователи выстраивают цепочки между разными людьми, которые друг друга не знают», — рассказывает Баронова и добавляет, что это необходимо для доказательства того, что имели место массовые беспорядки. Активистка свою вину не признает, по ч. 3 ст. 212 УК ей грозит до трех лет лишения свободы.
Николай Кавказский
Яблочник Николай Кавказский, в последнее время занимавшийся правозащитной деятельностью, был арестован в конце июля. Ему предъявлено обвинение по ст. 212 ч. 2 УК РФ «Участие в массовых беспорядках». По версии следствия, Кавказский на Болотной площади ударил ногой одного из сотрудников полиции. На суде по мере пресечения представитель следственного комитета отметил, что в материалах дела есть видеозапись, которая подтверждает вину правозащитника. Видеосъемку вел оперативный сотрудник, который описал действия Кавказского на Болотной площади во время столкновений полиции и демонстрантов. Он утверждал, что правозащитник нанес несколько ударов сотрудникам полиции, после чего скрылся в толпе. Кавказский свою вину не признает. Лидер «Молодежного Яблока» Кирилл Гончаров утверждает, что видел, как Кавказский уговаривал толпу на Болотной площади перестать кидать камни и куски асфальта в сотрудников полиции.
Алексей Полихович
Студент Алексей Полихович, как и Кавказский, был задержан в конце июля. Его также обвиняют только в участии в массовых беспорядках. По версии следствия, Полихович «вырывал из рук сотрудников полиции задержанных», а также «хватался за форменное обмундирование». Представитель СК ссылался на видеозапись с Болотной площади, которую он сравнил в суде по мере пресечения с фотографией человека в маске со страницы Полиховича в социальной сети «ВКонтакте». Его адвокат Виктория Пирогова возражала против такого сравнения, отметив, что никаких доказательств того, что в маске на фотографии именно Полихович, следствие не представило.