Вчера Следственный комитет (СК) выделил в отдельное производство уголовные дела двух фигурантов дела о беспорядках на Болотной площади 6 мая — Максима Лузянина и Михаила Косенко. Господин Лузянин полностью признал свою вину и, по сведениям «Ъ», будет ходатайствовать о рассмотрении его дела в особом порядке. Правозащитники считают, что на обвинительный приговор Максиму Лузянину, согласившемуся с тем, что на Болотной действительно происходили массовые беспорядки, суд будет ссылаться при рассмотрении дел других обвиняемых. Организаторы «Марша миллионов» 6 мая заявили, что признания Максима Лузянина позволят следствию привлечь к уголовной ответственности и их.
Вчера на официальном сайте СК было опубликовано заявление о выделении в отдельное производство уголовных дел двух посетителей «Марша миллионов» 6 мая. Один из них, Максим Лузянин, полностью признал свою вину по ч. 2 ст. 212 УК РФ (участие в массовых беспорядках) и ст. 318 УК РФ (насилие в отношении представителя власти). «Лузянин уже уведомлен об окончании следственных действий и в ближайшее время приступит к ознакомлению с материалами уголовного дела»,— заявили в СК. По данным «Ъ», обвиняемый будет просить о рассмотрении его дела в особом порядке: за одно-два заседания без исследования доказательств суд перейдет к прениям сторон, а затем — к оглашению приговора. Адвокат господина Лузянина Сергей Шушпанов вчера не опроверг и не подтвердил эту информацию.
Владеющий рестораном и несколькими фирмами в Московской области Максим Лузянин стал одним из первых фигурантов уголовного дела, возбужденного по итогам «Марша миллионов». Санкционированный митинг на Болотной площади перерос тогда в стычки с полицией. В итоге фигурантами дела о массовых беспорядках стали 16 человек, большая часть из которых находится под стражей. Обосновывая арест господина Лузянина, следователи говорили, что он может запугать свидетелей, был судим за вымогательство, а о его радикальных взглядах свидетельствуют записи «Навальный — наш президент», оставленные им в соцсетях. Предпринимателя, пришедшего на Болотную в черной маске, следователи опознали по характерной рельефной мускулатуре. На фотографиях с «Марша миллионов» видно, как он держит за горло одного из омоновцев. При этом, как говорится в материалах дела, сотрудник МВД, на которого напал обвиняемый, получил лишь «повреждение зубной эмали».
Как рассказали опрошенные «Ъ» адвокаты обвиняемых, господин Лузянин — не единственный, кому следователи предлагали меньший срок в обмен на деятельное раскаяние. «Моему подзащитному советовали признать вину в нападении на полицейского и в участии в массовых беспорядках, чтобы получить возможность рассмотрения его дела в особом порядке, но он отказался»,— рассказала «Ъ» Светлана Сидоркина, адвокат одного из обвиняемых Андрея Барабанова.
Все остальные фигуранты уголовного дела также отказывались от признания своей вины.
По словам адвокатов фигурантов «болотного дела», признание господином Лузяниным участия в массовых беспорядках может лечь в основу приговоров их подзащитным, так как дело о массовых беспорядках на Болотной площади пойдет в суд по частям — на одной скамье подсудимых обвиняемые сидеть не будут. «У нас нет прецедентного права, но есть судебная практика, а если Лузянина осудят за участие в массовых беспорядках, суд гарантированно будет ориентироваться на этот приговор. По нападениям на полицейских у всех обвиняемых могут быть разные позиции, но все отрицают, что 6 мая происходили массовые беспорядки»,— говорит адвокат Светлана Сидоркина.
Организаторы «Марша миллионов» считают, что решение Максима Лузянина признать вину поставит их под удар. Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов заявил «Ъ», что «этот приговор обязательно перенесут и на другие дела». «Если суд официально зафиксирует факт массовых беспорядков, то можно будет привлекать к ответственности и организаторов митинга»,— считает он. По мнению члена «Солидарности» Ильи Яшина, против организаторов акции могут сыграть и показания, которые господин Лузянин мог дать во время следствия: «Это очень странный персонаж, которого никто раньше не видел ни на каких акциях, а теперь он первый и единственный признал свою вину».
Вторым фигурантом дела о беспорядках 6 мая, чье дело было выделено в отдельное производство, стал безработный Михаил Косенко. Он в отличие от господина Лузянина своей вины не признал, но, как выяснил «Ъ», это не помешает следователям передать его дело в суд в кратчайшие сроки. Психологическая экспертиза признала страдающего вялотекущей шизофренией господина Косенко невменяемым. Несмотря на это, говорит источник, близкий к следствию, в СК собираются добиваться отправки обвиняемого на принудительное лечение как «представляющего опасность для общества». В организации «Общественный вердикт», защищающей господина Косенко, заявили, что будут настаивать на проведении независимой экспертизы и закрытии уголовного дела.
Григорий Туманов, Коммерсантъ